AModern.RU - современное искусство, собрание сочинений


Амбивалентность Хаима Сокола в Петербурге

1.02.2012
 


С 27 января 2012 года в 19:00 галерея современного искусства «Anna Nova» открывает уникальный социальный выставочный проект – «Амбивалентность» именитого московского художника Хаима Сокола.


Выставка будет проходить с 28 января 2012 года по 25 февраля 2012 года в галерее современного искусства "Anna Nova" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Жуковского, дом 28. (Ближайшая ст. м. "Площадь Восстания") .

ХАИМ СОКОЛ   "амбивалентность"

28.01.2012 - 25.02.2012

Свобода как коррупция: художник и homo sacer

Хаим Сокол сделал проект «Амбивалентность» в сотрудничестве с рабочими из Кыргызстана — гастарбайтерами и нелегальными иммигрантами. (Сам художник, живущий в Москве с израильским паспортом, юридически тоже является гастарбайтером).

Сокол продолжает поиски исторической природы нашей субъективности. Только теперь он работает не с предметностью, а с людьми, исключенными из истории. В современной России таким невидимым исключением становятся гастарбайтеры — нелегальный товар тотального рынка, люди, изъятые из социального порядка специфическим рыночным режимом зрения.

Во всех представленных на выставке видео моделируется несколько сюрреалистическая ситуация, в которой художник и рабочие-мигранты играют самих себя. В качестве актеров самих себя они обнажают собственную жизненную ситуацию естественнее и точнее, чем в документальном кино. В результате этого эксперимента даже у равнодушного зрителя рождаются болезненно острые вопросы к художнику и к искусству, и художник не боится их услышать.

В своем видео «Уроки революции» он разучивает с гастарбайтерами революционный гимн «Смело, товарищи, в ногу», но одновременно напоминает, что этот гимн был нацистским маршем в середине 30-х. Его подрывная работа направлена на осознание рабочими своего положения, на инсталлирование в их разум идеи освобождения, которая одновременно дискредитируется контекстом. Художник нанимает гастарбайтеров для выполнения упражнения в революционном сопротивлении, и рабочие пассивно сопротивляются энтузиазму художника. Двойственность этой ситуации ставит под вопрос волю к освобождению, которой заряжено любое активистское действие.

В «Присяге» его герои клянутся в верности супрематизму, Хаим Сокол говорит о захвате верности языками власти. Бросание лопат как оружия узнается как празднование освобождения, но остается непонятным контекст этого жеста — идет ли речь о поверженных фашистах или о воинах-освободителях, о победивших или побежденных?

В своем тщательно выстроенном проекте Хаим Сокол не скрывает той почти непристойной манипуляции, которая и позволяет нам видеть то, что мы не могли и не хотели видеть. Этична или познавательна эта ситуация? Является ли она эстетической или политической? Экономической или психологической? Исторической или локальной, московской? В каких категориях она вообще может быть описана? Как вообще говорить о том, что невозможно описать целиком, и как видеть то, что само является следствием определенного способа видеть?

 

Хаим Сокол
Москва-Иерусалим
1973 Родился в г. Архангельске, СССР
1991 Эмигрировал в Израиль
1996 Закончил Еврейский университет в Иерусалиме
2006-2007 Московский институт проблем современного искусства
С 2007 живет и работает в Москве и Иерусалиме

 





VI Международный Фестиваль Монотипии - Москва, Хельсинки, Санкт-Петербург



AModern.ru - современное искусство
Собрание сочинений, выставки, музеи, фестивали, праздники
При цитировании материалов ресурса ссылка на сайт обязательна.
Copyright 2006-2024, info@amodern.ru