Правительство Москвы, Департамент города Москвы, Российская академия художеств, Московский музей современного искусства, галерея «Триумф» представляют
Выставка «Божественный ветер»
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств
Гоголевский бульвар, 10
03.03.09 – 22.03.09
В сравнении с долгом жизнь легче пера…
(японская пословица)
-Пять живых фресок, объединенных свитком с иероглифами «Божественный ветер», и эмблемой «плавающей хризантемы»
-Пять групповых и пять индивидуальных фотопанно
-Пять лайтбоксов с «Видами на храм Ясукуни-Дзиндзя, (фотографии, акварель, ручная роспись)
-3 HD-видео (3-D графика, композитинг, 2-D анимация, постановочное видео, 6, 18 и 25 минут)
-Каллиграфия: «Стихи малых богов» – предсмертные стихи камикадзе
Проект «Божественный ветер», созданный в августе-октябре 2008 года творческим объединением Tanatos Banionis, посвящен камикадзе. Опорной точкой в развитии проекта является феномен подвига японских летчиков-смертников отечеству. Слово «камикадзе» давно уже не нуждается в переводе, став не просто лингвистической нормой для всех живых языков планеты, но и метафорой восхождения и преображения человека временного к Человеку Вечному. Именно поэтому в проекте не был стилизован свод общих этнографических представлений и аллюзий со Страной Восходящего Солнца – японская образность и эстетика была использована в первую очередь в качестве практического инструментария: благодаря визуальному ряду, «Божественный ветер» говорит сразу на всех языках – и в этом сам подобен ветру.
В группе Tanatos Banionis нет имен собственных, нет разделения на авторов идеи и технических исполнителей, нет «ближнего» и «дальнего» кругов на пути к воплощению задуманного. Только артельный дух и общая задача, только порядковые номера, как на армейском жетоне. На афише их выставки только два иероглифа.
Это история о воле и выборе. Мастер каллиграфии тушью выписывал последние предсмертные стихи летчиков-смертников и одновременно читал их на древнем языке когэ – глухом, как звук саперной лопаты, не встретившей мину. Проект «Божественный ветер» строг и ритуален, каллиграф в нем – медиум и медиатр. Его задача – ритмически поддерживать процесс, приоткрывая врата сокровенного, повинуясь движению к Абсолюту.
Девушки, участвующие в проекте, вполне могут со всеми основаниями называться камикадзе. Они были вольны отказаться в любой момент, на каждом этапе, но прошли свой путь до конца. И их ожидание преображения вновь отсылает нас к выбору, связанному с мужеством и достоинством, проходящему по разряду высшего, божественного порядка.
Суть всей этой истории проста. Есть выбор и есть путь. Путь воина, путь чести, путь славы – путь, который волен пройти или не пройти каждый. От того, какой именно вариант ты выберешь и как будешь ему следовать, зависит то, что ты в конце концов будешь из себя представлять. А этот вопрос жизнь хотя бы однажды задает каждому.
Вы уже боги, лишенные земных желаний, поэтому мне нечего вам пожелать…
(из обращения к камикадзе адмирала Ониси Такиджиро)