AModern.RU - современное искусство, собрание сочинений


Эрмитаж 20/21: Гиперреалистичный миф Чака Клоуза

27.02.2008
 


Государственный Эрмитаж и проект «Эрмитаж 20/21» подготовили новую сенсацию
Всего полтора месяца, с 1 марта по 13 апреля, в Зимнем Дворце будет проходить выставка главного гигантомана американской живописи XX века, легендарного Чака Клоуза (Chuck Close, р. 1940).

Работы художника будут показаны в России впервые. На выставке в Эрмитаже представлены последние произведения художника: серия живописных портретов была создана в 2005-2007 годах.

На выставке, которую торжественно откроет сам мастер, будут представлены огромные портреты, достигающие 2,5 метров в высоту. Провокация заключается уже в самом названии выставки – «Чак Клоуз: Семь портретов». На самом деле эрмитажная экспозиция состоит из восьми произведений. На шести холстах изображены портреты членов семьи художника. Седьмой гигантский живописный шедевр – портрет главного плейбоя и джазмена Белого дома, экс-президента США – Билла Клинтона, которого с художником связывают давние дружеские отношения. А открывает выставку автопортрет Клоуза, выполненный в технике шпалерного ткачества. 

Друг и антипод Энди Уорхола, в одном из интервью Чак Клоуз сказал американскому журналу «Vogue», что «каждый художник должен выбрать свой собственный, пусть и безумный, путь». Путь Клоуза уникален как масштабами полотен и лицами, как правило, непубличных людей, так и техникой исполнения: художник свободно  сочетает фотографию, масляную живопись и дизайн тканей.

Уникален и жизненный путь художника. Автор самых больших гиперрералистичных портретов современного искусства, которые он сам называет «головами», Чак Клоуз уже 20 лет парализован в результате инсульта. Парадоксальный и непредсказуемый, как его работы и вся американская культура, которую они символизируют, художник называет эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Глядя на разлетающиеся синие молекулы глаз-лазеров Билла Клинтона, остается только поверить в этот гиперреалистичный миф.

Выставка организована при поддержке «Британских друзей Эрмитажа» (British Friends of the Hermitage) и при содействии галереи «White Сube» (Лондон).

Время  работы выставки: с 1 марта по 13 апреля 2008 года
Выставка расположена по адресу: Дворцовая наб., 38, Государственный Эрмитаж, залы Зимнего дворца на Салтыковском подъезде


Чак Клоуз. Справка о художнике

5 июля 1940 года Чак Клоуз родился в Монро, штат Вашингтон (США). Интерес к живописи проявил очень рано. С 8 лет начинает заниматься с частным преподавателем, изучая анатомию и школу классического рисунка. Серьёзным потрясением стали для Клоуза работы Джексона Поллока, увиденные им в 1953 году в Музее Сиэтла. Они в корне изменили  его прежнее представление о  живописи.
В 1960 году поступает в Washington University (Seattle).
В 1962  году принят в престижную школу искусств и архитектуры (School of Art and Architecture) Йельского университета.
В 1964 году окончил Йельский университет и поощряется годовой стажировкой в Австрию для изучения творчества Густава Климта и Эгона Шиле.
С 1965 года серьёзно увлекается фотографией и постепенно отходит от прежнего увлечения абстракцией, навеянного живописью Поллока.
С 1967 года Клоуз начинает свою преподавательскую деятельность  в Нью-Йоркской школе визуальных искусств. В это же время начинает работать над серией крупноформатных чёрно-белых портретов своих друзей, дав им общее название «головы». Создаёт гигантский фотореалистический автопортрет, изображающий художника с сигаретой во рту и надменно, свысока смотрящего на зрителя. Этой работе было суждено стать визитной карточкой Клоуза.
С  1969 года работы Клоуза начинают приобретаться музеями. Первым в этом ряду стал Walker Art Center (Minneapolis), купивший у Клоуза большой автопортрет за $1300.
В 1970 году начинает эксперименты с использованием в живописи 3-х основных цветов: красного, синего и жёлтого. При этом краски не смешиваются предварительно на палитре, а наносятся непосредственно на холст отдельно, последовательными слоями.
В 1971 году состоялась первая музейная персональная выставка Клоуза. Его работы экспонировались в Los Angeles Country Museum of Art.
В середине 1970-х бесконечно экспериментирует с технологиями печати изображений.
В 1979 году Клоуз приглашается в Кембридж для исследования возможностей новой камеры корпорации «Полароид» (формат 20х24 дюйма).
С 1980 года начинает работать над портретными сериями, используя полароидную камеру формата 40х80 дюймов, по его собственным словам – «размером с комнату».
В 1984 году создаёт серию «Обнажённые», снятую полароидной камерой большого формата. Моделями служат не близкие и друзья, как прежде, а профессиональные танцоры и артисты.
В 1987 году создаёт серию портретов известных художников, среди которых Алекс Кац, Франческо Клементе, Синди Шерман. В этом же году делает свои первые фотографии цветов.
7 декабря 1988 на пике карьеры Клоуз был частично парализован и отныне вынужден передвигаться в инвалидном кресле.
В 1995 году первый профильный портрет («Cindy II») участвует в 46-й Венецианской биеннале.
В 1996 году  в Белом доме создаёт фотографический портрет Президента США Билла Клинтона.
В 1997 году Чак Клоуз начинает эксперименты с дагерротипами, фактически реанимируя одну из самых ранних фотографических техник.
В 1998 году избирается  членом Американской Академии науки и искусства. В этом же году проходит его ретроспективная выставка в Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, которая затем экспонируется в ведущих музеях по всей Америке.
В 2000 году Американская академия в Риме учреждает почетную стипендию имени Чака Клоуза в области визуальных искусств.
В 2006 году создает живописный портрет Президента Билла Клинтона, предназначенный войти в коллекцию вашингтонской Национальной галереи (представлен на выставке в Эрмитаже).

Чак Клоуз является почётным членом важнейших Академий искусств по всёму миру, почётным доктором многих американских Университетов, обладателем  всевозможных престижных премий и наград в области искусства.





VI Международный Фестиваль Монотипии - Москва, Хельсинки, Санкт-Петербург



AModern.ru - современное искусство
Собрание сочинений, выставки, музеи, фестивали, праздники
При цитировании материалов ресурса ссылка на сайт обязательна.
Copyright 2006-2024, info@amodern.ru